Жизнь после комы. В Калужской области спустя год перезапускают автопром

На активы немецкого автоконцерна Wolksvagen в России наложен арест © / Георгий Орлов / АиФ-Калуга

Год назад калужский автокластер прогремел на всю страну. Остановились флагманы и почти два десятка заводов автокомпонентов. Правда, дружно взяв паузу из-за санкционного давления и прекращения поставок комплектующих, ни одно иностранное предприятие не законсервировало своё производство. Никто не собирался сворачивать свой многомиллиардный бизнес в России в комфортной инвестиционной и налоговой зоне. Когда же оживёт автопром после комы, выяснил kaluga.aif.ru.

   
   

Новые рынки

Не бывает худа без добра. Западные санкции дали толчок к развитию импортозамещения. Собственники производственных площадок не опустили руки, а активно находят новых инвесторов. Кто-то не стал терять время и уже взаимодействует с крупнейшими отечественными предприятиями автоотрасли, наладил поставки продукции на российские автозаводы.

Как сообщили в региональном минэкономе, предприятия Калужский завод автомобильного электрооборудования (КЗАЭ) и «Автоэлектроника» получили большие заказы на поставку элементной базы от АвтоВАЗа. «Пандора» выпускает зарядные станции для электромобилей. Компании «Фуяо» (автостекла), «Лир» (автомобильные сидения) и «Япп» (топливные баки) поставляют комплектующие на тульский завод Haval. Шинный завод компании «Континентал» в Калуге, несмотря на планируемую смену собственника, продолжает работать в штатном режиме, выполняя все свои обязательства перед сотрудниками и клиентами.

«Состоялся перезапуск ещё одного предприятия региональной промышленности. На мощностях бывшего завода Total возобновляется производство смазочных материалов. Оно было приостановлено из-за санкций. На этой площадке теперь их будут выпускать под новым брендом. Завод планирует ежегодно производить до 75 тысяч тонн моторных, трансмиссионных и индустриальных масел для российского рынка и ближайшего зарубежья. Речь идёт не только о возобновлении производства, но и о его развитии. Постоянно ведём переговоры с руководством компаний, большую работу делает экономический блок правительства», — подчеркнул губернатор Калужской области Владислав Шапша.

Ждём запуска

«Уходит ли Volkswagen из России?» Такими заголовками пестрили в последнее время федеральные СМИ. Недавно генеральный директор группы Volkswagen Оливер Блюме в интервью немецкому радио NDR заявил, что имя нового владельца завода концерна в Калуге станет известно в ближайшие несколько недель. В СМИ уже прошла информация, что главным претендентом на покупку предприятия выступил крупнейший российский автодилер — холдинг «Авилон». Предполагается, что в Калуге начнут собирать автомобили из китайских машинокомплектов.

В минувший четверг в ходе отчета о работе правительства области за прошлый год глава региона рассказал об экономической ситуации, в том числе на простаивающем заводе «Фольксваген Груп Рус». По его словам, решение о новом собственнике предприятия подготовлено. Калужане узнают его после улаживания всех формальностей.

«Сейчас заинтересованными структурами ведется диалог со всеми инвесторами автокластера о дальнейшем развитии отрасли в регионе, ведется поиск путей для запуска работы автопроизводителей. Надеемся, что окончательное решение по возобновлению производства будет принято руководством компании очень скоро. На это направлена работа всего экономического блока правительства области», - подчеркнули в минэкономе.

   
   

Что с зарплатой?

Сотрудники предприятий обеспечены установленными гарантиями, включая оплату времени простоя в размере не менее двух третей средней зарплаты. Конечно, это не могло не сказаться на сотрудниках. По данным Калугастата, в 2022 году численность работников автопредприятий сократилась на 17 %.

«13 лет работаю на «Фольксвагене». У сотрудников в простое зарплаты упали на 40 %, причём резко. Чем платить ипотеку и на что содержать семью?» — спрашивает калужанин Роман Федорец.

«Для тех немногочисленных сотрудников, которые работают, зарплаты остались на прежнем уровне, — прокомментировал телеграм-каналу Евгения Серкина глава АСМ профсоюза автозавода Александр Абросимов. — У большинства сотрудников, находящихся в простое, две трети от средней зарплаты превышают их оклад. В простой сотрудник получает выплаты только за рабочие дни. В январе было 17 рабочих дней, в феврале 18. Например, если у сотрудника выплаты равны 2500 рублей в день, то по сравнению с февралем зарплата за март увеличится на 10 тысяч рублей — в марте 22 рабочих дня».

Мы удивлены получением иска от «ГАЗа» именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет.

Как заверили в региональном минэкономе, массового высвобождения работников автопредприятий не планируется.

Решение - за правительством

В понедельник 20 марта стало известно, что арбитражный суд Нижегородской области арестовал имущество немецкого автоконцерна «Фольксваген» в России по иску автозавода «ГАЗ». Истец требовал признать недействительным расторжение соглашения с «Фольксваген» о контрактной сборке в Нижнем Новгороде и взыскать с него 15,6 млрд рублей убытков. Суд удовлетворил ходатайство автозавода – арестовано всё имущество немецкого автоконцерна в России, включая Калугу. 

«Мы удивлены получением иска от «ГАЗа» именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет, и наше партнерство завершилось на взаимосогласованных условиях в середине 2022 года», — прокомментировали 21 марта в компании «Фольксваген».

Представители компании выразили надежду, что сложившиеся условия не станут помехой в планах продать калужский завод. Сейчас процесс продажи доли российскому инвестору находится на этапе подачи заявки, которая должна пройти согласование с российскими госорганами.

Комментарий

Депутат Госдумы РФ от Калужской области Геннадий Скляр:

- Считаю, что судьба такого крупного предприятия как «Фольксваген» в Калуге должна находится на особом внимании министерства промышленности и торговли РФ. Решения о том, кто будет новым собственником, какие обязательства он примет на себя, в том числе и перед федеральным бюджетом, перед партнёрами, должны определяться на уровне правительства России. Мы, как профильный комитет Госдумы РФ, предлагаем решения, чтобы новый собственник предприятия появился как можно быстрее, коллектив получил возможность работать, чтобы новый хозяин был надёжным. На мой взгляд, это наши китайские партнёры. Вопрос должен решаться в правовом поле. Учитывая ситуацию, возможен и ручной режим, инструменты которого должны быть в руках министерства промышленности и торговли. Предстоящий отчёт правительства РФ в Госдуме, который состоится в четверг, даст ответы на вопросы о судьбе этих важных предприятий нашей страны.